Есть структуры, организации, общества, которые вызывают постоянный интерес. Среди них - президент и его администрация. Одни следят за работой администрации президента с интересом, другие - с контролирующим вниманием, третьи - ожидая совершения ошибки как повода для тихой радости. Сколько там работает человек, что они целый день делают, сколько получают - эти вопросы неустанно обсуждает население страны. Этот материал - рассказ о том новом, что появилось в администрации президента совсем недавно, - о постоянно-действующем научно-практическом семинаре "Аналитика в государственных учреждениях".
Идея проведения этого семинара возникла около четырех лет назад почти одновременно у людей очень разных - Георгия Александровича Сатарова, помощника Президента РФ, кандидата технических наук, известного политолога; Александра Николаевича Райкова, начальника отдела информационных баз данных администрации Президента РФ, доктора технических наук, профессора; Дмитрия Семеновича Шмерлинга, специалиста по анализу данных и экспертных оценок, кандидата физико-математических наук.
Семинар - это коллективный метод работы, а в администрации, мне всегда казалось, больше все построено на выполнении указаний и распоряжений. Совместили несовместимое? Или это допустимо, если ищешь наиболее эффективный способ совершенствования управления государством?
Мне посчастливилось принимать участие в работе семинара несколько раз. Помню один из первых семинаров, когда на нем присутствовало человек двадцать. Потом стулья стали ставить в два ряда, а писали не только за столом, но и на коленках. Сейчас работа семинара проходит в зале, где больше трехсот мест. Семинар доступен для многих. В его работе принимают участие чиновники-аналитики государственных учреждений, аппарата президента, правительства, министерств и ведомств, администраций субъектов Федерации, областных представительных органов и все заинтересованные люди. Информация о сроках проведения семинара и тематике очередного занятия поступает туда же, куда и указы президента, - во многие крупные города, хорошим специалистам. Заинтересованность в столь широкой аудитории организаторы семинара объясняют тем, что органы государственной власти остались с ослабленной системой обучения и повышения квалификации. И, несмотря на наличие множества учебных заведений, которые этим занимаются, существенных улучшений до сих пор не отмечается. Тематика занятий составляется исходя из запросов слушателей и из основных тезисов государственных документов.
Все это замечательно, скажет читатель, ну нам-то от этого что? Ну собралась там московская интеллектуальная элита, поделилась своими достижениями и открытиями, а что от этого Уралу? Если не участвовать в работе семинара, то - ничего. Но многие представители администрации субъектов Федерации и крупных промышленных городов находят для себя много ценного, полезного во время занятий. Более того, если есть чем поделиться, о чем рассказать, думаю, и магнитогорцам может быть предоставлена трибуна.
Есть еще одна особенность в работе этого семинара - он постояннодействующий. Можно включиться в работу в любое время, посещать только те занятия, темы которых вас интересуют, волнуют, а полученная информация найдет практическое применение, повысит эффективность работы. Руководители, злоупотребляющие нерациональными методами управления, полагающиеся только на свою интуицию, вряд ли находят время для серьезного изучения и анализа новой литературы. «Более предпочтительна была бы организация управления, которая больше опирается на рациональные методы, информационные технологии. Однако для этого нужно осознание закономерностей развития, применение научно-аналитических при¬мов, нужен подвиг напряженного ума, чтобы подняться над хаосом бюрократической круговерти», - считает А. Райков ("Независимая газета" за 05.12.97 г.). По-моему, очень актуально как для области, так и для города. На семинаре, зная, что местное самоуправление по всей стране делает первые шаги, стараются брать для обсуждения наиболее общие проблемы, чтобы предложить приемлемые для различных регионов способы и методы решения сложных задач.
Вот темы докладов некоторых занятий семинара: "Экономическое неравенство, реальный уровень жизни и уровень бедности населения России: проблемы и методы измерения, анализ причинных зависимостей" (в докладе были приведены цифры и по Челябинской области), "Жесткие" и "мягкие" математические модели" (в докладе было показано, как эта теория может применяться в экономических, экологических и социологических моделях), "Информационные технологии в управлении социально-экономическим развитием" (в докладе рассматривались технологии, позволяющие заранее оценить возможные последствия решений органов государственной власти и целесообразность принятия альтернатив). Последнее занятие семинара было посвящено математическим методам анализа и компьютерным системам поддержки принятых решений в органах государственной власти и негосударственных организаций.
Проблемы принятия решений пронизывают всю человеческую практику - и общественную, и личную, и поэтому отличаются большим разнообразием. Различные решения будут приняты и нашими читателями. Кто-то посчитает этот материал только информацией о работе администрации президента. А кому-то, может быть, эта информация поможет значительно повысить эффективность своей работы.
Елизавета СОКОЛ Фото: Елизавета СОКОЛ Январь 1998 года Москва - Магнитогорск
В общественно-политическом центре состоялась пресс-конференция, посвященная 95-летию газеты "Челя6инский рабочий".
У "Челябинского рабочего" - удивительная судьба. - Мы зависим только от рекламодателя и читателя, - сказал Борис Киршин, главнй редкатор газеты. Он подчеркнул, что через все общественно-политические эпохи коллектив прошагал достойно и сохранил доверие читателей. Именно поэтому коллегижурналисты называют "Челябинский рабочий" самым симпатичным "долгожителем" России. - Мы позиционируемся как областная газета, - отметил Борис Николаевич, - хорошо знаем интересы читателей и можем дать ему практически все. Б. Киршин подчеркнул, что в редакции мощный творческий коллектив, который самостоятельно освещает войны, форумы, олимпийские игры. Всем событиям, связанным с гибелью атомной подводной лодки "Курск", давал свою оценку журналист "Челябинского рабочего".
На вопрос о переменах в судьбе "Магнитогорского рабочего" Борис Николаеич ответил, что
с ситуацией в этой газете хорошо знаком, так как помимо всего прочего является председателем наблюдательного совета в этом СМИ. Он считает, что власти во многих регионах стремятся участвовать в деятельности средств массовой информации. Ситуация с "Магнитогорским рабочим" яркое тому подтверждение.
На вопрос журналиста "Магнитогорского рабочего", как он оценивает законодательные инициативы Вишнякова и свободу прессы, Б.Киршин ответил, что такой подход является отстранением СМИ и их читателей от участия в выборах. Если будет принят закон, позволяющий после двух предупреждений закрыть газету или передачу, то ситуация будет очень плачевной. Тем более что пострадает законопослушная пресса. Этот вопрос руководители региональных СМИ уже обсуждали с П.Латышевым, полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе. Все заверения избиркома о том, что спорные вопросы можно решить через суд, бессмысленны до тех пор, пока уровень "судейства" не будет значительно повышен, отметил Борис Николаевич.
На вопрос автора этих строк, как руководитель областного Союза журналистов оценивает эффективность деятельности "Медиа-союза" и его влияние на профессиональное сообщество СМИ, Б.Киршин ответил, что "этот проект власти не оправдал себя". Он напомнил, что "Медиа-союз" был создан властью, после того как Союз журналистов опубликовал список врагов прессы из пяти пунктов, в которм два раза был назван президент. По мнению главного редактора газеты "Челябинский рабочий", очень жесткое противостояние неэффективно, надо находить моменты, где можно взаимодействовать.
Елизавета СОКОЛ Фото: Владимир ДУБРОВСКИЙ (Магнитогорск, Россия) Май 2003 года Магнитогорск
Гастроэнтерологи все чаще говорят о вреде майонеза. Но есть хозяюшки, которые майонез используют очень часто, а вреда здоровья такая пище не приносит.
- Я беру три яичных желтка, - улыбается Ольга Ширанова, жительница Магнитогорска. - Добавляю на кончике чайной ложки соль, одну чайную ложку сахара и все взбиваю в миксере. В полученную массу еще добавляю 100 граммов оливкового масла. Если есть желание, добавляю сок половины лимона. Все это снова взбиваю в миксере.
Вот и все - майонез готов! Заметьте - никаких красителей и консервантов!
Игорь ВАСИЛЕНКО
Михаил АСС (Нагария, Израиль) - фото из Интернета. Апрель 2009 года Магнитогорск
В этой истории много действующих лиц. Встретиться со всеми мне не удалось. Но о тех встречах, что были, расскажу.
Встреча первая
Мы сидели в чистой по-казенному и очень холодной комнате. Мы - это Алексей, солдат срочной службы, и я, корреспондент "МР". Разговор был как дорога из огромных валунов: сложно, неудобно, больно, но пройти надо и ему, и мне.
В жизни все нуждается в периодической чистке: одежда, мебель, ковры... Это относится и к нашим внутренним органам.
- И в первую очередь, кровь, - убеждена Наталья Бокарева, жительница Магнитогорска. – Я меня рецепт простой. Беру калину красную, разжевываю ее тщательно вместе с косточками и запиваю медовой водой.
- Наталья Васильевна, что такое "медовая вода"? - Медовая вода – это вода с медом. Тоже очень просто: в стакане холодной кипяченой воды размешать 2 чайных ложки меда. И вкусно и полезно! Моя семья уже второй год такой рецепт использует. Болеть стали меньше.
Насколько этот рецепт поможет очистить кровь – судить, конечно, специалистам. Но то, что витамины в ваш организм попадут – это точно!
Юрий ЗАЙЦЕВ
Иллюстрации: Михаил АСС (Израиль) - фото из Интернета.
Организация Объединенных Наций объявила 2001 год - годом волонтеров. Кто такие волонтеры? Много их в России? В волонтеры идут старые, несчастные, бедные? Или молодые, богатые, счастливые?
Мой собеседник - Сергей Борисович СИНЕЦКИЙ, член Международной ассоциации поддержки добровольческих усилий (IАVЕ).
- Сергей Борисович, кто такой волонтер? - Волонтер - это человек, выполняющий какую-либо общественно полезную работу и не требующий оплаты своего труда ни в виде заработной платы, ни в каком-то другом виде.
- Звучит непривычно... - Однако в мире насчитываются сотни тысяч таких энтузиастов. Они отдают часть своего свободного времени, физических сил, эмоций решению проблем, которые считают важными. Волонтеры защищают права человека, помогают престарелым и больным людям, решают экологические проблемы, ведут просветительную работу - делают сотни конкретных и полезных дел. Делают бесплатно ради того, чтобы жизнь всех стала лучше.
- Если труд этих людей полезен для общества, то почему общество его не оплачивает? - Потому что не всегда и не везде есть возможность заплатить. Но всегда и везде нужно стремиться улучшить жизнь. Всегда есть люди, нуждающиеся в помощи и поддержке. Всегда есть нерешенные проблемы. И к счастью, почти всегда есть кто-то, кто приходит на помощь, берется за решение проблемы, невзирая на отсутствие денег. В мире давно поняли ценность волонтерских организаций и всячески их поддерживают.
- В мире - поддерживают. А в России? Можно сказать, xто волонтерское движение в нашей стране явление историческое? - Безусловно. Россия имеет значительную "волонтерскую историю". Правда, сам термин "волонтер" используется редко. Чаще говорят "доброволец". По сути-то это одно и то же. Добровольчество в России поддерживалось на самом высшем уровне. Достаточно вспомнить, что во время Первой мировой войны великие княжны, их фрейлины бесплатно работали сестрами милосердия в госпиталях для раненых русских солдат. Российский человек склонен к состраданию, самопожертвованию. В советское время добровольчество было основано на энтузиазме и оптимистичном ожидании счастливого будущего. К сожалению, конъюнктурная эксплуатация энтузиазма, принуждение к бесплатному труду привели впоследствии к массовому неверию и утрате общественной активности. Современная примитивно-меркантильная государственная идеология также не способствует развитию гуманистических и альтруистических начал в человеке. Но, несмотря на оголтелую пропаганду псевдорыночных ценностей, в современной России существуют тысячи добровольческих организаций. Эти организации удерживают наше общество в рамках цивилизованных человеческих отношений, поддерживают социальный мир и выполняют много того, что государство выполнить не в состоянии. Такие организации есть во многих городах. В Челябинске - тоже.
- И в Магнитогорске. А могли бы вы, Сергей Борисович, дать коллективный портрет современного российского волонтера? Среди волонтеров больше бедных или богатых? Молодых или старых? В волонтеры идет люди, у которых не сложилась судьба? Или те, кто уже решил все свои проблемы и готов заняться решением чужих? - Пожалуй, можно встретить всех, кого вы назвали. В разных городах России преобладают разные категории. Однако везде больше женщин, везде больше людей пожилого возраста. Хотя в Челябинске довольно много молодежи. В процентном отношении волонтерской молодежи у нас больше, чем в Москве, например. И это очень радует, поскольку молодежь идет туда, где видит перспективу, где может самореализоваться, чему-то научиться.
Немало людей со сложной личной судьбой. Однако вместо того чтобы жаловаться всем на свою трудную жизнь и просить помощи для себя, эти люди решили помочь другим, оказавшимся в трудной ситуации, на собственном примере научить их справляться с возникшими проблемами.
К сожалению, большинство волонтеров имеют невысокие доходы, а богатые чудаки встречаются крайне редко.
- На разных уровнях произносят слова о жестокости сегодняшнего времени, точном, порой циничном расчете. А тут... Что ищет и что получает человек от волонтерства? - Добровольчество - особый мир. Это мир добрых и отзывчивых людей. Придя в него, человек понимает, что он больше никогда не будет одиноким, отданное им вернется обратно заботой и дружеским участием десятков людей. Став добровольцем, человек приобретает множество полезных знакомств. В таких организациях можно встретить всех: профессора и шофера-дальнобойщика, учителя престижной элитной школы и квалифицированного юриста. Именно через добровольчество легче осознать свою нужность и полезность для этого мира. Понять, что именно в тебе кто-то нуждается, самоутвердиться в собственных глазах и получить общественное признание. Все это рождает оптимизм, так необходимый в нашей жизни, помогает преодолеть практически любые трудности, нередко встречающиеся на пути каждого из нас.
- А что думает о добровольцах общество? Как относятся к волонтерам люди, которые сами в такой работе не участвуют? - Мы регулярно проводим исследования на эту тему. Надо сказать, что большинство людей относятся к добровольцам с явной симпатией. Однако примерно 25 процентов не понимают их и считают волонтеров странными людьми. Что ж, может это и так. Может быть, и странно в наше время слышать о бесплатной работе? Может быть, и странными выглядят люди, бесплатно помогающие незнакомому пенсионеру и бесплатно убирающие мусор в городском бору, бесплатно ухаживающие за больными детьми и спасающие от гибели брошенных животных. Но в десять раз более странными представляются мне те, кто ни разу по доброй воле этого не делал. Сам для себя. Не подолгу службы или чьему-то приказу. Только в добровольном труде проявляется истинная независимость человека от обстоятельств жизни. Только тот, кто может себе позволить быть добровольцем, может говорить о себе как о свободном человеке.
Елизавета СОКОЛ Фото: Иван ИВАНОВ (Челябинск, Россия)